Разгадана главная тайна Луны

Ученым удалось разгадать одну из самых главных тайн искусственного спутника Земли – особенность "Человек на Луне". Как выяснилось, за знаменитую лунную улыбку люди принимают самое крупное на планете море, которое носит название Океан Бурь.

Если посмотреть в полнолуние на спутник нашей планеты, можно увидеть очертания, напоминающие человеческое лицо. Эта особенность так и называется “Человек на Луне” (Man in the Moon). Долгие годы ученые со всего мира гадали, что же это такое и как образовалось.

На самом деле – это крупнейшее лунное море Океан Бурь, которое занимает площадь в четыре миллиона квадратных километров и простирается в длину на 2,5 тысяч человек километров. Океан Бурь составляет около 17% поверхности Луны, то есть если сравнивать с Землей, его площадь по отношению ко всему небесному телу эквивалентна Северной Америке, Европе и Азии вместе взятым.

В ходе исследования были использованы данные миссии двух космических аппаратов GRAIL, исследовавших поверхность Луны. При помощи данных с уже захороненных на поверхности нашего спутника луноходов, обнаружено, что этот бассейн на самом деле многоугольной формы, а не гладкий круг или овал, как обычно бывает у ударных кратеров.

После исследования плотности породы, ученые пришли к выводу, что Океан Бурь мог быть образован массивным потоком лавы. Исследователи постарались смоделировать, какое количество лавы должно было излиться на поверхность, чтобы создать настолько обширный бассейн. Моделирование показало, что, скорее всего, вскоре после того, как Луна сформировалась и охладилась, огромный поток расплавленной породы вырвался из её недр. Колоссальная разница температур между потоком и поверхностными породами и привела к такой деформации лунной коры.

Это исследование – первый случай, когда ученые смогли изучить гравитационные аномалии под поверхностью Луны, чтобы понять, как каменные образования затвердевают и принимают формы, которые мы видим сегодня.

“Тем не менее, точное происхождение “Человека на Луне” остается загадкой. Это явно не огромный ударный кратер, однако это не значит, что здесь обошлось без участия астероида.Возможно, его образование связано с распадом тепловыделяющих элементов в недрах Луны. Высокие концентрации в регионе радиоактивных элементов сделали эту площадь более горячей, чем окрестности, а также привели к быстрому охлаждению. Регион охлаждался и сжимался, корка на краях растягивалась, образуя долину необычной формы” – цитирует автора нового исследования геофизика Марию Зубер из Массачусетского технологического института “Вести.Ru”.

Отметим, что “Человек на Луне” очень похож на явление, обнаруженное на спутнике Сатурна Энцеладе. Несмотря на различия между лунами, вполне возможно, что на них некогда имели место похожие физические процессы. Также подобным явлением можно объяснить происхождение еще одного лунного моря – Моря Холода, расположенного к северу от Океана Бурь.

Предыдущая статьяАстероид Икар рекордно приблизится к Земле